Цветы в мире моды

Вы заметили, что в последнее время яркие цветочные принты на одежде стали особенно популярны? В этом нет никакой случайности, ведь законодатели моды, кутюрье, тонко улавливают веяния времени и стремятся опередить его, умело прочитывая время ушедшее.

А если так, то почему и когда мастера и портные прошлого впервые изобразили на ткани цветы, ставшие в наши дни таким распространенным символом женской красоты?

История любви к цветам началась с любви к человеку, и уходит корнями в древние духовные традиции. Еще 100 тысяч лет назад люди каменного века помещали цветы в могилы умерших как символ непобедимой жизни, которая должна продолжиться и преобразиться после смерти. В отличие от злаков, овощей и фруктов, которые часто изображали художники древности, цветы означали не плодородие, а саму жизнь, ее квинтэссенцию — солнцеподобую красоту и вечное обновление природы.

Отсюда же, должно быть, происходят аллегорические образы и сравнения Эдема с прекрасным садом, полным цветов — проекций божественного совершенства и красоты в нашей земной природе.

Лишь только в Древнем Египте флористика разветвилась на религиозную и светскую, но цветы по-прежнему сохраняли символическое значение: каждый цветок был связан с тем или иным божеством (об этом читайте тут). Вслед за египтянами искусство светской флористики продолжили совершенствовать древние греки и римляне. До нас дошли истории, что на богатых римских банкетах цветочные украшения бывали настолько пышными, что пирующие буквально задыхались в экстазе от перемешанных ароматов.

Музейная реконструкция неандертальского захоронения, фреска Древнего Египта, Лоуренс Альма-Тадема «Розы Гелиогабала», 1888 г.

Появление растительного орнамента на одежде совпало с кризисом средневековья и переходом к идеалам Возрождения — возвращению античной пышности и жизнелюбия, а также с развитием технологий, поднявших ткацкое дело на новый уровень. Первые образцы тканей цветочного орнамента появились в Европе благодаря итальянским купцам, торговавшим с Османской империей. Вскоре европейские мастера сумели перенять восточную технику шитья, и в моду вошли пышные, богато украшенные платья с абстрактными фруктовыми и растительными узорами. С этого момента женщины получили возможность подчеркнуть свою красоту красотой цветов, которые никогда не увянут (в отличие от их живых прототипов и даже самих владелиц). Правда, такую роскошь пока что могли позволить себе очень немногие.

Аньоло Бронзино, «Портрет Элеоноры Толедской с сыном», 1543 г., Джованни Больтраффио «Юность, увенченная цветами», 1490 г., Исаак Оливер «Радужный портрет королевы Елизаветы I», 1600 г.

Настоящие же цветочные принты на ткани появились столетием позже: это был индийский чинц — лощеный ситец с большими, сочными цветами, отпечатанными при помощи ручных прессов. Поначалу из чинца шили шторы, мебельную обивку и постельное белье, и, как ни парадоксально, в моду аристократии чинц вошел благодаря прислугам, догадавшимся использовать его для пошива собственных нарядов.

Кстати, а сможете ли вы отличить старинный ситец от современного модного принта? Опробуйте свою интуицию в этом тесте!

Интерес европейцев к Востоку возрос с открытием Японской империи в 1855 году после многовековой политики изоляции: привозились японские товары и предметы декора, многие новые художники, такие как Мане, Гоген и Ван Гог, вдохновлялись японской культурой, а среди обеспеченных модниц пользовались популярностью кимоно, богато украшенные яркой тихоокеанской флорой.

В конце столетия эта тяга к экзотике перетекла в декоративный стиль модерн, развитию которого не мало поспособствовал лондонский универмаг Liberty, приглашавших многих английских модельеров. Одежда Liberty стала иконой модерна и даже дала название его итальянской ветви — «стилю Либерти». Среди покупателей универмага были известные художники и писатели того времени: Данте Габриэль Розетти, Джеймс Макнил, Оскар Уайльд и многие другие.

Трагические события первой половины XX века дважды смахнули цветы с платьев на рыхлую землю, вернув им их древнее назначение, но уже в 60-е цветочная одежда Liberty снова обрела популярность, смешавшись с движением хиппи и новым интересом к Индии.

Клод Моне «Мадам Моне в японском костюме», 1875 г. ткань Liberty: узоры в стиле модерн, платье конца 19 века, одежда в индийском стиле 60-х годов.

Современная культура не утратила пробудившийся в то время интерес к Земле, но воспитала в нем более взвешенный и зрелый характер, а желание «сорвать» постепенно сменилось на «сберечь». Сегодня многие модные дома выступают за поддержку охраны окружающей среды, экологичные и этичные технологии. К примеру, Gucci совсем недавно запустили сайт Gucci Euilibrium, посвященный экологичной моде, а Balenciaga и Saint Laurent вступили в программу гуманного производства товаров «Fashion is Good».

Так или иначе, главные модные показы последних двух лет буквально пестрят от обилия цветочных и вообще растительных принтов, причем как в весенне-летних, так и в осенне-зимних коллекциях, а особой страстью в них отличаются Gucci, Dolce & Gabbana и Richard Quinn.

А кое-кто пошел еще дальше: посмотрите на прошлую весеннюю коллекцию Moschino: это уже не просто цветочные принты — на их одежде цветы выходят за пределы ткани!

На том история как бы описывает круг: от естественности первобытного человека, через дальнейшее становление цивилизации, то есть, обуздание жизни, к ее высвобождению, бунту «детей цветов» и попытке вернуться назад к природе. Так что, флористы, следите за интересными трендами и делайте правильные выводы)

Обо мне пишут
ведущие издания европы

17 ноября 2016
Baku Magazine
17 ноября 2016
Nargiz Magazine
17 ноября 2016
B’Looms Magazine

личная консультация флориста по Вашему мероприятию